Сезон увольнений переходит в устойчивое состояние, игнорируя более типичные формы циклических подъемов и спадов в технологической сфере. Тем временем искусственный интеллект продолжает набирать обороты — или, по крайней мере, текущая версия нейронных сетей, обученная на больших массивах данных, которая является движущей силой таких разработок, как ChatGPT от OpenAI и Claude от Anthropic. Новая форма промышленной революции, возможно, уже идет полным ходом. В разговорах с технологами, руководителями, лидерами отрасли и рядовыми сотрудниками с обеих сторон постоянно всплывает одна тема: а именно, насколько бум ИИ является соучастником большой и продолжающейся кадровой чистки.
Кажется, все согласны с тем, что появление и распространение искусственного интеллекта играет определенную роль, по крайней мере, в масштабах увольнений, если не в их времени, которое, скорее всего, связано с общей экономической неопределенностью. Компании, безусловно, рассказывают о преимуществах эффективности новых продуктов ИИ, которые могут принести и приносят пользу бизнесу, но мало кто упоминает их в конкретном контексте увольнений — хотя новости о том, что искусственный интеллект заменит по крайней мере некоторых из тех, кто потерял работу, пробиваются наружу, несмотря на попытки сохранить это в тайне.
Компания Salesforce увольняет около 700 человек в рамках своего последнего этапа сокращений, что добавляется к числу тех, кого она решила сократить в прошлом году. Компания SAP тоже объявила о масштабной реструктуризации, но подчеркнула, что, по ее прогнозам, к концу года численность персонала останется прежней. Это очень похоже на муссирование информации, в действительности же эти крупные компании обычно растут из года в год, поэтому даже сохранение прежнего уровня найма при реструктуризации, некоторых случаях увольнения и найма новых сотрудников — это шаг назад по сравнению с обычным положением дел.
Обе эти компании, а также многие другие крупные технологические фирмы, которые в настоящее время страдают от увольнений, также сигнализировали и/или объявили о значительных инвестициях в искусственный интеллект, чтобы помочь дополнить или заменить работу, которую в настоящее время выполняют люди. Как правило, эти заявления сопровождаются заверениями в том, что автоматизация определенных задач приведет к тому, что человеческие ресурсы будут задействованы в работе, которая принесет гораздо больше удовлетворения, творчества и смысла.
В долгосрочной перспективе, возможно, так оно и есть, но сейчас все сводится к «прискорбному» сокращению штатов наряду с масштабными, раздуваемыми из бюджета расходами на продукты и инновации, связанные с искусственным интеллектом, и не видно никаких предпосылок к тому, что это приведет к появлению совершенно новых ролей и возможностей для тех работников, которые были вытеснены в это время.
Существует множество утешительных примеров того, что генеративный искусственный интеллект все еще недостаточно эффективен во многих отношениях, когда речь заходит о сравнении его с реальными людьми, но есть столько же, если не больше, примеров того, как люди с удовольствием используют инструменты вроде ChatGPT для своей реальной работы каждый день, получая результаты, которые как минимум удовлетворительны, если не лучше того, что они могли делать раньше.
Технологические революции всегда разрушительны и приводят к перемещению множества людей, но эта революция кажется уникальной в том смысле, что технология, которую она обещает, не просто повышает эффективность работы человека в определенных ситуациях — во многих случаях она активно заменяет целую функцию. По мере того как крупные компании будут продолжать внедрение технологий, необходимо повысить прозрачность информации о том, когда ИИ займет те роли, которые когда-то выполняли люди, но вряд ли мы получим такую информацию в самый разгар событий, скорее, это будет изучаться и раскрываться позже исследователями, пытающимися оценить последствия.