Всплеск популярности литературы, созданной искусственным интеллектом, вызывает опасения у тех, кто считает, что эта тенденция может подорвать подлинность и ценность опыта чтения.
Дискуссия обостряется на фоне растущего беспокойства по поводу развития генеративного ИИ и его потенциального влияния на рабочие места, особенно на те, которые связаны с творческими профессиями. Растет опасение, что созданный искусственным интеллектом контент может со временем заменить материалы, созданные человеком.
«Пока это еще не экзистенциальная проблема, но она назревает», — сказал в интервью Тодд А. Джейкобс, сотрудник Theia Institute, аналитического центра по этике ИИ.
Наплыв книг, созданных ИИ
Проблема книг, созданных ИИ, стала настолько серьезной, что Amazon ввела новую политику для авторов Kindle, ограничив их самопубликацию максимум тремя книгами в день на своей платформе.
По словам экспертов, наплыв книг, созданных искусственным интеллектом, на торговую площадку Amazon создает серьезные препятствия для авторов-людей. Кроме того, становится сложнее отличить подлинных авторов от псевдонимов, созданных искусственным интеллектом.
«Кто бы это ни делал, он явно охотится на читателей, которые доверяют моему имени и думают, что я действительно написала эти книги. Это не так. Скорее всего, они были созданы искусственным интеллектом», — заявила писательница Джейн Фридман в своем блоге после того, как обнаружила на Goodreads поддельные книги, якобы написанные ею. «Когда я пожаловалась на это в Twitter/X, один автор ответил, что только за последнюю неделю ей пришлось сообщить о 29 нелегальных книгах. 29!»
По словам Джейкобса, для авторов ИИ открывает как возможности, так и риски, поскольку большие языковые модели (LLM) очень хороши в создании структурированного, грамматически правильного и похожего на человеческий текст материала. В настоящее время Бюро авторского права США не считает произведения, созданные искусственным интеллектом, объектом авторского права, а различные академические институты рассматривают отсутствие указания на то, что произведение создано системой искусственного интеллекта, как форму плагиата. Таким образом, право собственности, авторское право и плагиат представляют собой значительные риски как для авторов, так и для компаний.
Кроме того, нынешнее поколение ИИ-систем обладает предубеждениями и галлюцинациями, которые часто делают их непригодными для работы с нехудожественной литературой. Несмотря на то, что некоторые системы справляются с этой задачей лучше других, ответственность человека за проверку фактов и общее качество информации остается высокой.
По словам Джейкобса, для авторов художественной литературы ограниченная память большинства современных моделей ИИ, которые могут одновременно хранить лишь несколько тысяч слов контекста, затрудняет создание длинных повествований, таких как главы или романы, без специальных подсказок.
Большинство систем искусственного интеллекта с трудом справляются с поддержанием структуры и непрерывности в длинных текстах. Кроме того, большинство LLM склонны создавать среднюю прозу без участия эксперта — явление, известное как «регрессия к среднему». По его словам, эта черта часто приводит к размыванию уникального стиля и голоса писателя, в результате чего текст может показаться читателям ничем не примечательным, скучным или лишенным вдохновения.
«Многие люди уже не хотят платить стандартную рыночную цену за электронную книгу, изданную относительно неизвестным автором, в отличие от цен, которые обычно назначают писатели из списка «А», которые могут продать электронную книгу по цене от 8,99 доллара и выше в зависимости от жанра, а технические книги часто стоят от 35 до 45 долларов», — добавил Джейкобс.
«Большой наплыв низкокачественных электронных книг может повлиять или не повлиять на список А, но, несомненно, окажет негативное воздействие на писателей из списка Б, которые часто вынуждены устанавливать цены на свои электронные книги на уровне $2,99-$19,99, опять же в зависимости от жанра, чтобы читатели могли оценить их».
К лучшему или к худшему?
Количество книг, создаваемых искусственным интеллектом, трудно оценить, но риски реальны, говорит Боб Роджерс, генеральный директор компании Oii, который писал книги как в соавторстве с людьми, так и с ChatGPT.
По его словам, опасность литературы, созданной ИИ, заключается в том, что когда мы генерируем огромное количество «литературы» низкого качества, читателю становится сложнее отделить информативную литературу от низкокачественного материала, созданного ИИ.
«Это означает, что в настоящее время на читателя ложится гораздо большая нагрузка по поиску хорошей литературы», — добавил он. Тем не менее, он оптимистично настроен на то, что «в долгосрочной перспективе мы найдем способы голосовать, рецензировать и сообщать о том, какая литература является интересной».
Некоторые книготорговцы уже поддержали эту тенденцию. Компания BookBud недавно запустила, как она утверждает, первый в истории онлайн-гибрид книжного магазина и библиотеки, в котором представлены исключительно книги, созданные искусственным интеллектом.
«BookBud предлагает непревзойденное путешествие к открытиям, где каждое название доступно для чтения онлайн», — говорит Бо Беннетт, основатель сайта. «Этот новаторский подход гарантирует, что мир знаний и развлечений будет доступен каждому бесплатно, способствуя наступлению эры безграничного обучения и исследований».
А благодаря созданию «оригинальных» работ с помощью искусственного интеллекта будут появляться совершенно новые истории, которые никогда не придут в голову человеку, прогнозирует Илья Рыбчин, партнер компании Elixirr Consulting. Например, IBM Watson создал рецепты, которые бармены и шеф-повара даже не могли себе представить.
«ИИ будет создавать больше контента, лучший контент и новые типы контента», — добавил он. «Вы говорите о девальвации опыта, но я думаю, что он обогатит его».