Оглядываясь назад, на преобразующий год для искусственного интеллекта

Прошел год с тех пор, как OpenAI тихо запустила ChatGPT, чат-бота, основанного на большой языковой модели (LLM) в качестве «предварительной исследовательской версии».

LLM — это очень большая модель глубокого обучения на основе трансформера – набора нейронных сетей, каждая из которых состоит из кодера и декодера с возможностью самонаблюдения, технологии, впервые представленной в 2017 году исследователями из Google Brain.

ChatGPT предоставил удобный интерфейс к лежащей в его основе LLM GPT-3.5 и стал самой быстрорастущей потребительской технологией в истории, превысив миллион пользователей за пять дней после запуска. Сейчас число пользователей ChatGPT исчисляется сотнями миллионов. Мало того, существует множество похожих ботов на основе различных LLM от множества компаний. Самый последний из них — Amazon Q, чат-бот, ориентированный на бизнес.

Эти технологии могут перевернуть представление о творческой работе и работе со знаниями. Например, исследование Массачусетского технологического института, проведенное прошлым летом, было посвящено таким задачам, как написание сопроводительных писем, деликатных электронных писем и анализ затрат и выгод. Результаты показали, что использование ChatGPT «сократило время, необходимое работникам для выполнения заданий, на 40 %, а качество работы, измеренное независимыми оценщиками, выросло на 18 %».

Люди сравнивают эту технологию с электричеством и огнем, потому что, подобно этим фундаментальным открытиям, ИИ — это преобразующая технология, которая способна радикально изменить практически все аспекты нашей жизни, от того, как мы работаем и общаемся, до того, как мы решаем сложные проблемы, подобно тому, как электричество произвело революцию в энергетике и промышленности, а огонь преобразил раннее человеческое общество.

Гонка навстречу будущему

По оценкам консалтингового гиганта McKinsey, генеративный ИИ будет приносить мировой экономике более 4 триллионов долларов в год. Соответственно, технологические гиганты, включая Microsoft и Google, активно осваивают этот рынок.

С момента появления ChatGPT не утихают споры о влиянии технологии и ее безопасности. От Конгресса США до Блетчли-парка — места, где во время Второй мировой войны велась секретная деятельность по взлому кодов, — эти дебаты в основном делятся на две точки зрения: ИИ «акселерационисты» и «думеры».

В основном, сторонники акселерационизма выступают за быстрое развитие технологий ИИ, подчеркивая огромные потенциальные преимущества. И наоборот, «думеры» стремятся к осторожному подходу, подчеркивая потенциальные риски, связанные с безудержным развитием ИИ.

Это послужило толчком к принятию первых серьезных мер по регулированию ИИ. В то время как закон ЕС об искусственном интеллекте, который разрабатывается уже несколько лет, еще может воплотиться в жизнь, США продвинулись вперед, приняв масштабный указ «О безопасном, надежном и заслуживающем доверия искусственном интеллекте». Указ направлен на обеспечение сбалансированного подхода между неограниченным развитием и строгим надзором. Страны по всему миру активно разрабатывают стратегии в области ИИ в ответ на революцию в области LLM. Президент России Владимир Путин недавно объявил о разработке стратегии развития искусственного интеллекта в России.

OpenAI и его секретный Q*

Все это говорит о том, что последний год в области искусственного интеллекта был очень бурным. Мы могли бы подумать, что этот шквал достиг своего апогея, когда совет директоров OpenAI уволил Сэма Альтмана. Но генеральный директор вернулся менее чем через неделю после бунта инвесторов и сотрудников — и вместо этого ушел совет директоров.

Теперь вокруг OpenAI появилась новая тайна. Секретный проект Q* (произносится как «Q-star») стал следующей большой новостью.

По данным Reuters, совет OpenAI получил письмо от исследователей о достижениях в этом доселе неизвестном проекте всего за несколько дней до увольнения Альтмана, якобы за плохую коммуникацию. В письме содержалось предупреждение о том, что Q* может угрожать человечеству.

Существует предположение, что совет не знал о Q* и что это могло стать основной причиной увольнения Альтмана. Однако такая возможность кажется маловероятной, поскольку Илья Суцкевер был и главным ученым по ИИ, и членом совета директоров. В подтверждение этому приводится отчет от Platformer, в котором говорится следующее: «Я могу сообщить, что совет директоров никогда не получал никакого подобного письма о Q*».

Путь к AGI?

Сейчас ходят слухи о том, чем может быть Q*: Новая нейросимволическая архитектура (что было бы значительным событием) или более скромный, но все равно впечатляющий синтез LLM плюс несколько известных методов, чтобы создать нечто лучшее, чем существующий уровень технологии.

Эффективной нейросимволической архитектуры пока не существует, но такая система могла бы позволить ИИ обучаться на меньшем количестве данных и при этом лучше объяснять свое поведение и логику. Над этим работают несколько компаний и академических институтов, в том числе IBM, которая считает такую архитектуру «путем к достижению искусственного интеллекта общего назначения (AGI)». Понятие AGI еще не определено, но в целом оно рассматривается как способность обрабатывать информацию на уровне человека или даже превосходить его возможности, и все это со скоростью компьютера.

Как сообщает The Atlantic, Q*, скорее всего, не дотягивает до этого нейросимволического прорыва. Тем не менее, если Q* выйдет на рынок, это станет еще одним шагом на пути к AGI, который, кстати, по словам генерального директора Nvidia Дженсена Хуанга, может быть достигнут в течение пяти лет.

Президент Microsoft Брэд Смит придерживается несколько иного мнения, как сообщает Reuters: «Нет абсолютно никакой вероятности, что вы увидите этот так называемый AGI, когда компьютеры будут мощнее людей, в ближайшие 12 месяцев. На это уйдут годы, если не десятилетия…».

Как мы видим, такие прорывы, как ChatGPT, и технологии, которые могут стать основой таких систем, как Q*, вызвали волны оптимизма, опасений, регулирования, конкуренции и спекуляций. Стремительное развитие ИИ в прошедшем году — это не только технологические вехи, но и зеркало, отражающее наше неустанное стремление к знаниям и мастерству в создании собственных творений.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *