Искусственный интеллект преобразует мир моды, но быстро развивающаяся технология никогда не сможет заменить «оригинальное творчество» дизайнеров, считает руководитель новаторского проекта.
Новатор в области моды Кельвин Вонг разработал Интерактивный помощник по дизайну для моды (AiDA) — первую в мире систему искусственного интеллекта под руководством дизайнера.
Она использует технологию распознавания изображений для ускорения процесса перехода от первого эскиза к подиуму.
«У дизайнеров есть принты тканей, узоры, цветовые тона, первоначальные эскизы, и они загружают изображения», — рассказал Вонг агентству AFP.
«Затем наша система искусственного интеллекта распознает эти элементы дизайна и предлагает дизайнерам дополнительные предложения по доработке и изменению их первоначального дизайна».
По словам Вонга, особо сильной стороной AiDA является ее способность представлять дизайнеру «все возможные комбинации», что, по его мнению, невозможно в нынешнем процессе проектирования.
На выставке в гонконгском музее M+ в декабре были представлены коллекции 14 дизайнеров, разработанные с помощью этого инструмента.
Однако Вонг подчеркнул, что речь идет о «содействии вдохновению дизайнеров», а не об «использовании искусственного интеллекта для того, чтобы взять на себя работу дизайнера, завладеть его творчеством».
«Мы должны ценить оригинальное творчество дизайнера», — добавил он.
Вонг возглавляет Лабораторию искусственного интеллекта в дизайне (AidLab), созданную в сотрудничестве между британским Королевским колледжем искусств (RCA) и Гонконгским политехническим университетом, где он является профессором в области моды.
Вице-канцлер RCA Нарен Барфилд предсказал, что влияние искусственного интеллекта на индустрию моды будет «трансформирующим».
«Воздействие будет огромным, начиная с этапа разработки идеи и концепции и заканчивая созданием прототипа, производством, распространением и, в конечном счете, утилизацией», — сказал он.
Так называемая персонализация уже используется для повышения качества обслуживания покупателей: рекомендации по товарам и более эффективный поиск помогают покупателям быстро и легко находить то, что им нужно.
Но с развитием технологии растет и спектр разрабатываемых узкоспециализированных инструментов.
AiDA — лишь один из проектов AidLab, представленных в британской столице в преддверии Недели моды в Лондоне, которая началась в пятницу.
Среди других — проект Neo Couture, направленный на использование передовых технологий для сохранения в цифровом виде специальных навыков и приемов, используемых кутюрье.
В условиях нехватки квалифицированных кадров в британской индустрии моды создается система обучения с помощью искусственного интеллекта, которая поможет обучить мастерству кутюрье.
Другой проект направлен на повышение экологичности, чтобы сократить количество одежды, которая ежегодно попадает на свалку в объеме 92 млн. метрических тонн.
Одно из возможных применений проекта AI Loupe — помощь дизайнерам в преодолении проблем, связанных с использованием так называемых «мертвых» тканей.
Дизайнеры могут сфотографировать остатки ткани, а затем использовать инструмент для получения недостающих деталей, чтобы оценить ее пригодность для своих моделей.
«Камера используется как указатель, а материал — как QR-код, который приносит информацию», — говорит исследователь проекта Чип Янсен.
Однако будущее искусственного интеллекта в дизайне моды не однозначно.
Основательница нью-йоркского бренда Collina Strada Хиллари Теймур на этой неделе призналась, что для создания коллекции, показанной на Неделе моды в Нью-Йорке, она и ее команда использовали генератор изображений ИИ Midjourney.
Хотя при создании коллекции весна-лето 2024 Теймур использовала только изображения прошлых образов бренда, назревающие юридические проблемы могут пока не позволить искусственному интеллекту создавать одежду на подиумах.
«Если говорить о моде, созданной искусственным интеллектом, то я ожидала бы услышать от дизайнеров, что существуют вопросы, связанные с правами на интеллектуальную собственность», — говорит Ребекка Льюин, старший куратор лондонского Музея дизайна.
«Ведь все, что будет получено в результате, будет извлечено из опубликованных изображений, и для того, чтобы это было отрегулировано, потребуется много работы».
Барфилд из RCA сказал, что эта область будет сложной, но он ожидает, что она будет решена с помощью тестовых примеров и законодательства.
«Я не знаю, насколько быстро с помощью ИИ произойдет трансформация, но если она даст компаниям конкурентные преимущества, я думаю, они будут инвестировать и быстро освоят ее», — сказал он.
Единственное, что сейчас сдерживает компании, — это «огромные инвестиции» в инфраструктуру.
«Но как только они сделают это, то смогут перейти на новую технологию, и тогда они будут экономить на отходах материалов и производительности», — добавил он.
Что касается опасений дизайнеров, что система может заменить творческий процесс человека, то, по его словам, ключевым моментом является то, кто контролирует принятие решений.
По его словам, при использовании «генетического алгоритма», когда вы начинаете с одного дизайна и с помощью программы генерируете последующие, компьютер может создать 1000 различных вариантов, что может занять несколько недель.
С другой стороны, если дизайнер сохраняет контроль над процессом, то ИИ может дать огромные преимущества, значительно ускорив процесс, «не обязательно принимая решения за него», — добавил он.