Студентов в Китае, которые используют искусственный интеллект для написания работ, могут лишить дипломов в соответствии с законопроектом, рассматриваемым высшим законодательным органом страны.
Любой закон станет первым в своем роде в Китае и появится на фоне растущей озабоченности по поводу использования ИИ в академических кругах и повышенного риска плагиата.
Более ранняя версия того же закона, направленного на «лиц, получивших академические степени мошенническим путем», которую Министерство образования вынесло на общественное обсуждение в 2021 году, не содержала никаких упоминаний об использовании ИИ для написания работ.
Обновленная версия, в которой впервые упоминается ИИ, была представлена Госсоветом, кабинетом министров страны, и будет рассмотрена Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей в течение пятидневной сессии, которая завершится в пятницу, сообщает China News Service.
В законопроекте также говорится, что степени могут быть аннулированы, когда они были получены с использованием украденных или поддельных личностей или посредством взяток, сообщают государственные СМИ.
Опасения по поводу того, что студенты используют эту технологию для жульничества, растут с тех пор, как ChatGPT в конце прошлого года стал лидером рынка.
Хотя программное обеспечение официально недоступно в Китае, есть способы получить к нему доступ, а также есть ряд китайских чат-ботов, работающих по сходному принципу, включая Ernie Bot, разработанный поисковой системой Baidu, и Spark от разработчика голосовых и языковых технологий iFlyTek.
Быстрый поиск в китайских социальных сетях показывает, что в платформах, таких как Weibo и Xiaohongshu, широко доступно множество сообщений о том, как использовать генеративные ИИ-инструменты для написания работ.
Также в СМИ появлялись сообщения о том, как студенты использовали эту технологию для написания работ или школьных заданий.
Shangguan News, СМИ, базирующееся в Шанхае, сообщило в марте, что исследование Восточно-Китайского педагогического университета показало, что около 40% студентов колледжей в Шанхае использовали ChatGPT, чтобы помочь с их исследованиями.
Университеты и академические журналы по всему миру уже вводят правила и рекомендации по использованию ИИ, чтобы предотвратить его неправильное использование.
Например, Цзинаньский университет Китая заявил, что его журнал по философии и социальным наукам не будет принимать статьи, полностью или частично написанные любой крупной языковой моделью, включая ChatGPT, а авторы должны будут объяснить использование инструментов ИИ в своих статьях.
Последние рекомендации Гонконгского университета, который ввел временный запрет на генеративные инструменты ИИ ранее в этом году, теперь разрешают их использовать в качестве учебного пособия. Он также предоставил своим студентам бесплатный доступ к ChatGPT, но есть строгий лимит на количество раз, которое можно использовать каждый месяц.
«Для закона, регулирующего совершенно новую технологию, важно провести консультации с соответствующими заинтересованными сторонами, чтобы понять, как она используется в настоящее время, плюсы и минусы использования такой технологии для обучения студентов», — сказала Чжоу Йонмэй, профессор практики институционального развития Пекинского университета.
Она сказала, что консультация позволит лучше понять широкое воздействие на студентов, преподавателей, администраторов школ и правоохранительные органы, и потенциально выявить способы использования положительного эффекта этой технологии, смягчая риск ее неправильного использования.
«Более того, закон может быть эффективным, только если он осуществим. Без четких определений или способов обнаружения использования генеративного ИИ закон не достигнет намеченного эффекта», — добавила она.