Google и Universal Music ведут переговоры о лицензировании мелодий и голосов артистов для песен, сгенерированных искусственным интеллектом, поскольку музыкальный бизнес пытается монетизировать одну из своих самых больших угроз.
Подъем генеративного ИИ породил всплеск «дипфейков», которые могут убедительно имитировать голоса, тексты песен или звучание известных артистов, часто без их согласия.
Голос Фрэнка Синатры был использован в версии хип-хоп песни «Gangsta’s Paradise», в то время как голос Джонни Кэша был задействован в поп-сингле «Barbie Girl». Пользователь YouTube с ником PluggingAI предлагает песни, имитирующие голоса умерших рэперов Tupac и The Notorious B.I.G.
«Голос артиста зачастую является наиболее ценной частью их средств к существованию и публичного имиджа, и украсть его, независимо от средств, неправильно», — сказал генеральный юрисконсульт Universal Music Джеффри Харлстон американским законодателям в прошлом месяце.
Переговоры между Google и Universal Music находятся на ранней стадии, и скорого запуска продукта не предвидится, но цель состоит в том, чтобы разработать инструмент для поклонников, чтобы создавать эти треки законно и платить владельцам авторских прав за это, сообщили люди, знакомые с ситуацией. У артистов будет выбор — участвовать или нет, сказали люди.
Warner Music, третий по величине музыкальный лейбл, также вел переговоры с Google о продукте, сообщил осведомленный источник.
Музыкальные исполнители сравнивают рост песен, сгенерированных ИИ, с более ранними днями YouTube, принадлежащего Google, когда пользователи начали добавлять популярные песни в качестве саундтреков к видео, которые они создавали. Музыкальная индустрия провела годы, борясь с YouTube по поводу нарушения авторских прав, но обе стороны установили систему, которая сейчас ежегодно выплачивает музыкальной индустрии около 2 миллиардов долларов за эти пользовательские видео.
По мере набора популярности ИИ некоторые большие звезды выразили тревогу по поводу того, что их работа будет размыта фальшивыми версиями их песен и голосов.
Этот вопрос вышел на первый план ранее в этом году, когда вирусную известность в сети обрела сгенерированная ИИ песня, имитировавшая голоса Drake и The Weeknd. Universal Music, дом Дрейка, Тейлор Свифт и других популярных музыкантов, удалила эту песню с потоковых платформ за нарушение авторских прав.
В апреле Дрейк резко раскритиковал другую песню, которая использовала ИИ для имитации его голоса, назвав это «последней каплей», в то время как рэпер Айс Кьюб описал такие клонированные треки как «демонические».
Другие артисты приняли эту технологию. Граймс, электронная исполнительница, предложила людям использовать ее голос в песнях, сгенерированных ИИ, и делить гонорары.
«Есть хорошие вещи, — сказала она на этой неделе журналу Wired. — Они настолько в линии с тем, каким может быть мой новый альбом, что это было довольно тревожно… С другой стороны, это вроде как «О, отлично, я, возможно, смогу жить вечно». Я за самовоспроизведение».
Роберт Кинкл, главный исполнительный директор Warner Music, во вторник сказал инвесторам, что «при правильной основе» ИИ может «позволить поклонникам отдать своим героям высшую похвалу через новый уровень пользовательского контента… включая новые кавер-версии и мэшапы».
Он добавил, что у артистов должен быть выбор, чтобы участвовать в этом. «Есть те, кому это может не понравиться, и это совершенно нормально», — сказал он.
Для Google создание музыкального продукта может помочь компании конкурировать с такими соперниками, как Microsoft, которая инвестировала 10 миллиардов долларов в ведущую ИИ-компанию OpenAI, владельца ведущей ИИ-модели, известной как GPT-4.
Эта модель уже интегрирована в поисковую систему Bing и программное обеспечение для производительности Microsoft, и Google поторопилась нагнать отставание, запустив собственные ИИ-продукты, такие как чат-бот Bard.
В апреле Universal Music призвала стриминговые платформы не допускать скрейпинга их песен ИИ-сервисами без разрешения или оплаты, сообщает Financial Times. Компания, которая контролирует около трети мирового музыкального рынка, попросила Spotify и Apple отключить доступ к своему музыкальному каталогу для разработчиков, использующих его для обучения ИИ-технологий.
Лиор Коэн, бывший руководитель звукозаписывающего лейбла, который возглавляет музыкальное подразделение YouTube, работал над этим проектом для Google, согласно осведомленным источникам.
В январе Google продемонстрировала версию музыкального программного обеспечения на основе ИИ в научной статье, которое может генерировать музыку из текстовых описаний, таких как «бодрая аркадная игра» или «реггетон, смешанный с электронным танцем» и более подробных подсказок, например «успокаивающая мелодия скрипки в сопровождении искаженного гитарного риффа».
В то время она заявила, что «не планирует» выпускать этот инструмент коммерчески, и авторы указали на ограничения, включая потенциальное нарушение авторских прав, когда программное обеспечение воспроизводило конкретную музыку артистов из своих тренировочных данных. Однако в мае Google выпустила экспериментальный инструмент под названием MusicLM для потребителей и заявила, что работала в сотрудничестве с артистами над его разработкой.