Технологические стартапы Waymo и Cruise ведут борьбу с чиновниками Сан-Франциско по поводу их планов расширить свои флоты роботакси.
Государственный совет Калифорнии 10 августа должен проголосовать о том, разрешить ли технологическим компаниям Waymo и Cruise запустить массовое расширение беспилотных таксопарков в Сан-Франциско. Но ставки гораздо выше местной политики.
Запланированное голосование Калифорнийской комиссии по коммунальным услугам (CPUC) формируется как референдум по целому ряду вопросов, связанных с технологиями, включая политику в области искусственного интеллекта и рабочую силу, на которую быстрое развитие этой технологии оказывает влияние.
Если комиссия согласится, сотни беспилотных такси вскоре могут стать доступны для найма широкой публикой круглосуточно.
Топ-менеджеры технологических компаний, профсоюзы, сторонники общественного транспорта, городские чиновники и клиенты роботакси активно лоббируют перед пятью назначенными членами совета, чтобы попытаться повлиять на их решение – все это создает предпосылки для того, что обещает стать битвой за беспилотные автомобили и грузовики штат за штатом.
«Это будет единственный шанс для CPUC сделать все правильно», — сказал Майк Ди Бене, местный водитель грузовика и член профсоюза Teamsters, одного из профсоюзов, которые просят штат затормозить внедрение беспилотных транспортных средств, к которым относятся такси и большегрузные автомобили.
Беспилотные такси стали последней точкой противостояния в Сан-Франциско между богатыми, активными технологами города и антикорпоративной прогрессивной коалицией, которая оказывает глубокое влияние на местную политику.
Cruise и Waymo завоевали расположение местных жителей благотворительными акциями, такими как спонсорство бейсбольной команды San Francisco Giants и марафона в Сан-Франциско, в то время как городское транспортное управление решительно выступает против расширения, ссылаясь на пробки и другие проблемы. Некоторые противники даже использовали партизанскую тактику на улицах: они ставили дорожные конусы на капоты транспортных средств, чтобы сбить с толку программное обеспечение и отключить их.
Это столкновение во многом является микрокосмом всех сложных вопросов, которые искусственный интеллект ставит перед экономикой, включая вопросы о том, как быстро произойдут изменения и что случится с работниками, чьи рабочие места будут потеряны из-за роботов.
Cruise и Waymo в течение многих лет проводили пилотные программы в нескольких городах и надеются на большие перемены после голосования комиссии. Cruise, контрольный пакет акций которой принадлежит General Motors, хочет расширить свою ночную службу такси в Сан-Франциско, начиная со 100 транспортных средств. Waymo, у которой общая материнская компания с Google, хочет впервые начать перевозить платных пассажиров в городе. Компания заявила, что у нее нет точного количества транспортных средств, которые она хотела бы задействовать, только то, что сейчас в Сан-Франциско находятся сотни машин для тестирования, и что она хочет постепенно запустить платную службу.
Обе компании хотят работать круглосуточно — это потенциально крупное изменение для улиц Сан-Франциско и потенциальная витрина того, что может и не может делать искусственный интеллект.
Финансово на компании оказывается давление. Во втором квартале этого года Cruise потеряла 611 миллионов долларов, что составляет почти 7 миллионов долларов в день, согласно отчету о доходах GM. Материнская компания Waymo, Alphabet, не раскрывает финансы подразделения Waymo, но в этом году у него были сокращения, а недавно компания свернула свой проект по созданию беспилотных грузовиков, заявив, что сосредоточится на автономных легковых автомобилях.
Грузовики не затронет голосование на следующей неделе, но они сталкиваются с параллельной угрозой: законопроект, продвигающийся через Законодательное собрание Калифорнии, потребует, чтобы в автономном большегрузе всегда находился водитель. Мэр Сан-Франциско Лондон Брид выступила на митинге Teamsters в прошлом месяце в поддержку законопроекта.
Если Waymo и Cruise проиграют на следующей неделе, некоторые в технологическом сообществе опасаются, что они покинут Сан-Франциско или, по крайней мере, свернут масштабы деятельности, что нанесет ущерб месту города как центру технологий искусственного интеллекта. Роботакси — одно из самых ощутимых применений ИИ, использующее технологии, аналогичные тем, которые лежат в основе популярного чат-бота ChatGPT.
«Cruise и Waymo — это обе компании, основанные в районе залива Сан-Франциско, у которых есть крупные офисы в Сан-Франциско», — сказал Ли Эдвардс, технологический инвестор, активно продвигающий автономные транспортные средства в социальных сетях. «Может быть, они просто переедут в другой город», — сказал он.
У обеих компаний есть операции в других городах, включая Остин и Финикс.
Эдвардс не инвестировал в Cruise или Waymo, хотя его фирма Root VC инвестирует в стартап по автономным грузоперевозкам. Он сказал, что поддерживает беспилотные такси, потому что ежегодно в ДТП с участием человека-водителя гибнет много людей — 43 000 по всей стране в 2021 году, 15-летний максимум — и он считает, что системы ИИ безопаснее.
Беспилотные автомобили, как правило, сверхосторожны, соблюдают ограничение скорости и останавливаются на стоп-сигналах — настолько, что некоторые водители не любят делить с ними дорогу.
«Единственное, в чем можно упрекнуть Waymo, это то, что она ведет себя как ботаник», — сказал Эдвардс, имея в виду, что роботакси следуют правилам там, где человек-водитель может срезать углы.
Аргументы за и против роботакси разделяются по сложным линиям. Сторонники указывают на потенциальные преимущества для безопасности и удобство перемещения без вождения, в том числе для некоторых людей с ограниченными возможностями. Противники утверждают, что технология непроверенная и допускает слишком много ошибок, таких как остановка в неудобных местах и блокирование городских автобусов или автомобилей экстренных служб.
Видео на YouTube, которое распространяется в технологических кругах, призывает технологическое сообщество поддержать роботакси. Его снял Гарри Тан, глава Y Combinator, влиятельного инкубатора технологических стартапов, в том числе Cruise на ранних этапах. Он сказал, что голосование на следующей неделе — это проверка приверженности Калифорнии инновациям.
“Это технология, созданная прямо здесь, в Сан-Франциско, которая изменит мир, однако некоторые самые идеологически настроенные избранные чиновники хотят ее подавить. Это урок того, как убить Золотого гуся”, — говорит Тан в видео.
Waymo и Cruise также организуют кампании в последнюю минуту, чтобы собрать поддержку и избежать поражения. Они разместили рекламу в газетах и социальных сетях, а также отправили письма клиентам с просьбой высказаться. Появилась новая адвокатская группа Safer Roads for All при поддержке Waymo и с девизом: «Не дайте политике заблокировать прогресс».
С другой стороны, критики роботакси отправляют письма в Комиссию коммунального хозяйства штата, планируют митинги на местах и публикуют в социальных сетях фото и видео с ошибками роботакси.
Лорена Гонсалес Флетчер, исполнительный секретарь-казначей Федерации труда Калифорнии, заявила, что штат устал от того, как руководители технологических компаний торопятся внедрять новые идеи, не уделив достаточно времени их изучению. По ее словам, голосование на следующей неделе — уникальный шанс их затормозить.
“Давайте зададим вопросы сейчас, пока эти компании не стали частью образа жизни и слишком крупными, а инвесторы не вложили в них слишком много денег, чтобы их регулировать”, — сказала она.
Ее федерация — это объединение 1200 профсоюзов с 2,1 миллиона членов, и она сказала, что некоторые из их рабочих мест под угрозой, в том числе в сфере доставки посылок.
“Куда это пойдет дальше? Это может коснуться доставки? Конечно, может. Это область, где у нас есть очень хорошие профсоюзные рабочие места, рабочие места среднего класса”.