Искусственный интеллект в издательском деле вызывает опасения и способствует творчеству

Эта технология способна повлиять практически на все аспекты производства книг – вплоть до самого процесса написания.

Появление Amazon изменило розничный книжный рынок. Рост электронных книг поставил под угрозу печатное слово. Бум самиздата дал писателям путь к успеху, минуя традиционные издательства. Каждый раз книжный бизнес адаптировался.

Теперь издательское дело столкнулось с новым потрясением, которое, вероятно, окажется куда более масштабным и трансформирующим: подъем искусственного интеллекта.

Некоторые в издательском мире уже экспериментируют с программами искусственного интеллекта в таких областях, как маркетинг, реклама, производство аудиокниг и даже написание текстов, взвешивая их потенциал в поддержке работы людей и угрозу того, что машины могут полностью заменить людей в некоторых из этих профессий.

Для других в отрасли угроза уже здесь. Писатели присоединились к другим творцам, программистам и авторам контента, подав иски против компаний, создающих ИИ, обвиняя их в использовании их работ для обучения систем ИИ без разрешения. Писатели не хотят, чтобы их труды использовались без их ведома – особенно потому, что эта технология может питать чат-ботов вроде ChatGPT, которые могут генерировать удивительно выразительные тексты, имитировать известных авторов или даже выдавать целые романы по подсказкам от опытного человека.

«Для писателей крайне важно взаимодействовать с проблемой ИИ, — говорит романист Хари Кунзру, который недавно подписал контракт с Knopf на свои следующие две книги и оговорил в соглашении, что произведения не могут использоваться для обучения ИИ моделей. – Прямо сейчас литературные писатели менее уязвимы, чем некоторые другие, но ничто не говорит, что это не изменится с выходом следующего поколения моделей».

За последние несколько месяцев эта технология стремительно проникла, казалось бы, везде – в классы, больницы, суды и даже Голливуд, где сценаристы объявили забастовку с требованием повышения оплаты труда, а также защиты от подъема ИИ.

И в издательском деле эта технология потенциально может перестроить практически каждый аспект работы по созданию книги – вплоть до самого процесса написания.

«Весь рынок будет затронут, — говорит генеральный директор Гильдии авторов Мэри Расенбергер. – Я бы не удивилась, если ИИ довольно скоро научится создавать некоторые жанры художественной литературы».

Многие в издательском бизнесе предпринимают меры по защите своей работы. Гильдия авторов недавно организовала петицию, подписанную тысячами писателей с требованием, чтобы компании запрашивали их разрешение перед использованием их работ для обучения программ ИИ. Агентства, представляющие иллюстраторов, также пересмотрели свои контракты, чтобы их работы не использовались для «кормления» программ ИИ. Крупнейшее в стране книжное издательство Penguin Random House заявило, что считает «несанкционированное потребление» контента для обучения моделей ИИ нарушением авторских прав.

В то же время уже наблюдается бум стартапов, использующих искусственный интеллект для создания, упаковки, редактирования и продвижения книг, — говорит Тад Макилрой, аналитик отрасли, изучавший воздействие ИИ и отследивший почти 50 таких компаний.

Среди стартапов – Stockimg, который может создавать обложки книг, Storywizard, программа, пишущая детские рассказы, Subtxt, выступающая в роли писательского наставника, помогая авторам развивать концепции или прорабатывать персонажей, и Laika, программа ИИ, которая утверждает, что имитирует стиль таких писателей, как Джейн Остен и Эдгар Аллан По.

Крупные издательские компании тоже экспериментируют с этой технологией, хотя и менее явно, говорит Макилрой. «Люди очень скрытны на этот счет, — отмечает он. – Крупные издатели очень обеспокоены юридической стороной вопроса и беспокоятся о взаимоотношениях с авторами, если признают, что используют эти инструменты».

Писатель и журналист Стивен Марше работал с тремя программами ИИ, чтобы создать книгу «Смерть автора», опубликованную в этом году. Сначала он пропустил сюжетный набросок и подробные сюжетные повороты через одну программу. Затем он изменил тон, длину и стиль повествования с помощью другой программы. После этого он использовал еще одну программу, чтобы возвысить язык в отдельных предложениях.

«Для меня это самый захватывающий, творческий инструмент, какой только может быть», — говорит Марше.

Некоторые авторы используют ИИ в качестве помощника по написанию и редактированию текстов, который может помочь им с генерацией идей, структурированием материала, проработкой персонажей или созданием сюжетного наброска.

«Каждый писатель, которого я знаю, изучает, как ИИ может помочь ему, — говорит Джош Бернофф, деловой писатель, использующий ChatGPT для резюмирования информации и предложения способов перефразирования отрывков. Но он никогда не стал бы использовать его для генерации текста, и причина этому проста: «Получающаяся проза скучна».

Амит Гупта, один из основателей Sudowrite, которая использует ИИ для написания текстов на основе запросов пользователей, говорит, что писатели, публикуемые традиционными издательствами, имеют доступ к командам, помогающим им создавать свои лучшие произведения. Компания, у которой 10 000 платных пользователей, стремится предложить такую помощь большему числу писателей.

«Другие творцы – будь то фотографы, видеооператоры или музыканты, — говорит он, — имеют действительно мощные инструменты на своих компьютерах, чтобы помочь им создавать то искусство, которое они делают».

Некоторое сопротивление издателей произведениям, сгенерированным ИИ, вызвано их юридическим статусом: текст, написанный машиной, не может охраняться авторским правом. Если он затем был модифицирован людьми, он может претендовать на защиту, но это будет решаться в каждом конкретном случае, согласно Бюро по авторским правам США.

Это делает контент, созданный ИИ, гораздо менее привлекательным для издателей, которые обычно не хотят покупать книгу, которую они не могут эксклюзивно лицензировать и продавать, поясняют исполнительные директора издательств.

Но найти писателей – даже готовых работать за очень маленькое вознаграждение или бесплатно – никогда не было проблемой для издателей. Самая насущная задача отрасли – привлечь внимание читателей к книгам, которые они публикуют, задача, которая в последние годы сильно осложнилась.

СМИ, освещающие книжную тематику, сократились, а все больше читателей ищут книги онлайн, где у них меньше шансов столкнуться с заголовком, о котором ничего не слышали. Многие в отрасли опасаются, что наводнение контентом, сгенерированным ИИ, может еще больше затруднить обнаружение традиционно написанных книг.

«Проблема для издателей – это не генерация большего количества контента, а решение проблемы обнаружения, — говорит бывший генеральный директор Penguin Random House US Мадлин Макинтош. – Вот где настоящая золотая жила».

Программы на основе ИИ уже используются, чтобы попытаться решить эту проблему и помочь читателям находить более широкий спектр книг. Издательство Open Road Integrated Media, предоставляющее маркетинговые услуги издателям, недавно объявило, что будет использовать технологию для постоянной оптимизации метаданных отдельных изданий, чтобы они более заметно отображались в поисковых системах и на сайтах розничной торговли.

И ИИ преобразует производство аудиокниг – быстрорастущего и прибыльного формата для издателей.

Apple и Google имеют программы, которые превращают электронные книги в аудиокниги бесплатно с помощью технологии текст-речь. Более новые компании, включая DeepZen и Speechki, выпускают тысячи аудиокниг со синтетической озвучкой.

Джуди Чанг, директор по продукту Google Play Книги, говорит, что они нацелены на издания, которые иначе не были бы переведены в аудиоформат, включая самиздат или книги академических издательств.

«Мы пытаемся создать каталог для всех тех книг, которые остаются неохваченными, — говорит она. – К ним относятся и книги на других языках: Google теперь предлагает синтетическую озвучку на испанском, французском, немецком и бразильском португальском».

Крупнейшие издательства по-прежнему используют озвучку с участием людей. Audible, ведущий производитель и продавец аудиокниг, не использует озвучку ИИ и не продает синтетические аудиокниги на своей платформе, заявила компания. Но в то время как они планируют и дальше полагаться на профессионалов — Audible работала более чем с 600 000 авторами и рассказчиками — они также видят потенциал для сосуществования человеческих исполнений и контента, созданного с помощью технологии «текст-речь».

Некоторые опасаются, что неизбежно, чтецы аудиокниг, как и работники отрасли, будут подвергаться риску замены машинами.

«Опасность в том, что люди потеряют работу, — говорит Мишель Кобб, исполнительный директор Ассоциации аудиоиздателей. – Технологии не остановить».

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *