Искусственный интеллект, когда он функционирует успешно, может показаться волшебством, но слишком часто системы на основе ИИ работают не так, как должны: если данные, используемые для обучения моделей, недостаточно глубоки, широки и надежны, любой неожиданный фактор может сбить этот ИИ с пути. Лондонская стартап-компания Prolific разработала систему, которая, по ее мнению, может помочь предотвратить эту проблему, используя сеть из 120 000 участников для информирования и стресс-тестирования моделей искусственного интеллекта. И в знак спроса на свои услуги Prolific собрала средства — 25 млн фунтов стерлингов (32 млн долларов США) — для расширения своей деятельности.
Раунд финансирования был совместно проведен компаниями Partech и Oxford Science Enterprises (OSE).
Prolific была основана в 2014 году и уже имеет в своих клиентах такие организации, как Google, Университет Стэнфорда, Оксфордский университет, Королевский колледж Лондона и Европейская комиссия. С помощью своей сети участников она тестирует новые продукты, обучает системы искусственного интеллекта в областях, таких как отслеживание глаз, и определяет, работают ли их приложения искусственного интеллекта, предназначенные для взаимодействия с людьми, так, как хотят их создатели. До сих пор именно доход от таких пользователей помогал Prolific развиваться. Фактически, единственные средства, которые Prolific привлекла до этого раунда финансирования, были сид раунд в размере 1,4 млн долларов, полученный после прохождения Y Combinator. (Да, компания была прибыльной, но уже не является таковой, поскольку привлекает венчурные инвестиции для инвестирования в рост.)
«Мы видим невероятные результаты в последнее время и перед нами открываются огромные возможности, поэтому мы привлекаем это новое финансирование, чтобы ускорить наши усилия, расширить наш продукт и расширить круг участников гораздо быстрее, чем мы могли бы сделать это без него», — сказал Фелим Брэдли, основатель и генеральный директор, в электронном письме TechCrunch.
Компания была задумана изначально не в связи с конкретной потребностью в мире искусственного интеллекта, а в связи с общей проблемой, с которой часто сталкиваются исследователи, работающие с панелями для любых исследований. Брэдли обнаружил эту проблему в своей собственной научной работе (его профессиональный опыт до основания Prolific был связан с вычислительной биологией и физикой).
Короче говоря, вызовом является нахождение всестороннего перекрестного среза людей для ответа на вопросы и почти невозможно сделать это своевременно. Многие исследователи вынуждены обращаться к третьим сторонам для привлечения участников, но это имеет свои недостатки, включая невозможность проверки личности и выбора перекрестных срезов для обеспечения репрезентативных выборок.
В ИИ эти же проблемы особенно остры: ложные или вводящие в заблуждение данные являются камнем преткновения, который может определить успех или провал работы систем искусственного интеллекта. Учитывая, насколько широко применяется ИИ — или, возможно, более точно, насколько широко люди надеются применять его в будущем.
Решение, выдвинутое Брэдли для решения этой проблемы, было довольно простым в концепции, хотя не в самой реализации: создать более эффективный способ привлечения панелистов.
В начальные дни, как сказал он, компания активно подходила к людям, посещая различные мероприятия и места, чтобы найти их. «Мы в основном делали то, что «нельзя было масштабировать», — сказал Брэдли. «Но после достижения критической массы большинство участников узнали о нас через рекомендации благодаря положительному пользовательскому опыту.» Платя этим добровольным фрилансерам не менее 6-8 долларов в час, а обычно больше, Prolific заявляет, что до сегодняшнего дня выплатила им около 100 миллионов долларов.
Он сказал, что Prolific работает над тем, чтобы сохранить демографическое равновесие среди 120 000 пользователей. Кроме того, компания создала инструменты, включая более 300 фильтров на основе данных переписи населения и других источников, чтобы ее клиенты могли лучше настраивать то, что они ищут.
Иронично, что компания сама не использует искусственный интеллект для решения критической проблемы в мире ИИ. «В настоящее время мы фокусируемся на предоставлении HI (Human Intelligence), чтобы помочь улучшить ИИ», — сказал он.
И хотя существует множество синергий между тем, что Prolific создало для удовлетворения потребностей на рынке искусственного интеллекта и более широких потребностей в мире исследований, у Брэдли нет планов расширять свою сеть для работы вне области применения ИИ, сказал он.
Тем не менее, кажется очевидным, что компании вроде Amazon (которая предоставляет Mechanical Turk для клиентов, нуждающихся в тестировщиках-людях), Nielsen и YouGov, а также крупные игроки в области создания языковых моделей, такие как OpenAI, могут попытаться занять это пространство. В настоящее время компаниям Attest и Scale AI, вероятно, являются ее ближайшими конкурентами.
«Prolific создала невероятно мощную онлайн-платформу для исследований», — сказал Омри Бенайун, генеральный партнер компании Partech, в заявлении. «Ее академические корни означают, что она применяет самые высокие стандарты качества, а ее техническая экспертиза обеспечивает инновационность, которая отличает ее от всего остального. В то время как другие полагаются на методы ручного набора персонала, Prolific создала исследовательскую инфраструктуру, включающую набор и проверку участников, а также интеграцию исследовательских инструментов. Prolific готова завоевать глобальное лидерство в академической сфере и также идеально подходит для содействия развитию ИИ».